Понятие и признаки товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара
1.Товарный знак
Действующее законодательство РФ определяет товарный знак (далее-ТЗ) как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических (Индивидуальных предпринимателей) лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц (ст. 1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Чтобы быть признанным в качестве товарного знака, т. е. стать объектом правовой охраны, обозначение должно отвечать ряду условий и правил, определённых законодательством РФ.
Признаки ТЗ: новизна (относительная новизна), сходные обозначения, прохождение в установленном порядке государственной регистрации.
2.Знак обслуживания
Знаком обслуживания (далее-ЗО) признаётся обозначение, способное отличать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, какие предъявляются к товарным знакам.
3.Наименование места происхождения товара
Наименования места происхождения товара (далее-НМПТ) – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами. Наименование мест происхождения товаров, несмотря на сходство с товарными знаками и знаками обслуживания, обладают рядом специфических признаков, которые и обусловили необходимость выделения их в качестве самостоятельных объектов правовой охраны. Признаки: прямое или косвенное указание на происхождение товара из конкретной страны, области или местности; особые свойства товара, характерно для данного географического объекта; прохождение государственной регистрации.
По форме своего выражения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объёмными, комбинированными и другими. А от числа субъектов, имеющих право на пользование ТЗ, следует различать индивидуальные и коллективные товарные знаки.
Использования ТЗ, ЗО и НМПТ
Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на своё имя ТЗ, ЗО и НМПТ, приобретают право использовать их для обозначения соответствующих товаров и услуг на всей территории РФ.
Передача прав на ТЗ и ЗО
Владелец ТЗ и ЗО не только обладает исключительным правом на его использование, но и может в предусмотренных законом пределах распоряжаться им по своему усмотрению. Распоряжение этими знаками согласно действующему российскому законодательству охватывает собой уступку ТЗ и предоставления лицензии на использование товарного знака.
Защита прав на ТЗ, ЗО и НМПТ
Неправомерное использование ТЗ, ЗО и НМПТ или сходного с ними, а также иные действия, наносящие или способные нанести ущерб владельцу товарного знака или обладателю свидетельства на пользование наименованием места происхождения товара, влекут за собой гражданско-правовую и (или) уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Исключительное право на товарный знак
1. Правообладатель вправе использовать зарегистрированный товарный знак и запрещать его использование другими лицами.
Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.
2. Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием зарегистрированного ТЗ, ЗО и НМПТ) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:
- на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях к продаже товаров;
-в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
•Каким бы ни было запоминающимся, побуждающим к покупке обозначение, оно не станет товарным знаком, не имея регистрации в Патентном ведомстве, которая дает возможность запретить использовать тождественные или сходные обозначения другим фирмам.
Зачем нужна регистрация товарного знака?
•Для того, чтобы получить на него исключительные права. Исключительные права означают, что никто кроме Вас без Вашего разрешения не может использовать Ваш товарный знак или похожий на него. Причем исключительные права на товарный знак можно получить только путем государственной регистрации и никаким другим образом. Приведем к примеру несколько ситуаций в которых возникает необходимость в регистрации товарного знака.
•1: Ваша компания производит хороший товар, который пользуется широким спросом, или оказывает услуги, выводя их на рынок под незарегистрированным товарным знаком. Для раскрутки своего имени вы вкладываете огромные денежные средства в рекламу. В такой ситуации ваша компания рискует стать жертвой "черной" конкуренции. Любое физическое или юридическое лицо может зарегистрировать ваш товарный знак на себя. Причем в данной ситуации новый собственник вашего товарного знака с полной правотой может привлечь вас к гражданской или уголовной ответственности за нарушение прав на использование товарного знака.
•2: В другой ситуации может получиться следующее: Ваша компания использует на своих товарах какое-либо обозначение, не зная, что оно уже зарегистрировано как товарный знак и принадлежит другому лицу. В этом случае ваша компания будет нарушать права законного владельца этого товарного знака. Если владелец товарного знака узнает о нарушении вами его прав на товарный знак, он сможет не только привлечь Вас к гражданской или уголовной ответственности, но и обязать возместить его убытки, нанесенные незаконным использованием товарного знака.
•Во всех описанных ситуациях расходы, связанные с восстановлением справедливости, могут оказаться намного большими, чем затраты на регистрацию товарного знака в РосПатенте. Так что следует задуматься о регистрации, и зарегистрировать права на свою собственность.
Выводы необходимости регистрации товарного знака
•1. Регистрация товарного знака необходима, чтобы получить исключительное право на товарный знак.
•2. Регистрация товарного знака осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" 1992г. (с изменениями и дополнениями в 2002г.).
•3. Регистрация товарного знака может быть осуществлена либо на юридическое лицо, либо на физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.
•4. Регистрация товарного знака подтверждается свидетельством на товарный знак, которое удостоверяет факт регистрации , приоритет, исключительное право владельца (правообладателя) на зарегистрированный товарный знак в отношении только тех товаров, которые указаны в свидетельстве.
•5. Регистрация товарного знака позволяет правообладателю использовать свой товарный знак и запрещать его использование другим лицам, что спасает Вас от недобросовестной конкуренции и позволяет Вам спокойно и легально производить Вашу продукцию.
•6. Регистрация товарного знака позволяет Вам предоставлять лицензии другим лицам для его использования, то есть дает Вам дополнительный доход.
•7. Регистрация товарного знака позволяет Вам использовать его в сети Интернет, в частности, в доменном имени и запрещать другим лицам использовать его в качестве домена.
•8. Регистрация товарного знака дает Вам право запрещать перемещение товара с товарным знаком или сходным с ним до степени смешения через таможенную границу Российской Федерации, позволяет Вам для защиты от контрафактной продукции обращаться в МАП (Антимонопольный комитет), дает Вам право для защиты своих интересов обращаться в Арбитражный суд.
Порядок оказания услуг по регистрации товарного знака
Для начала, Вам необходимо предоставить нам следующую информацию:
1.Наименование Вашей организации или индивидуального предпринимателя.
2.Реквизиты Вашей организации или индивидуального предпринимателя (ОГРН, ИНН, КПП, юридический и фактический адреса, банковские реквизиты, коды статистики и пр.).
3.Ваше ФИО, должность и контактные координаты (e-mail, офисный и мобильный телефон, факс).
4.Варианты обозначения Вашего товарного знака (для изобразительных и комбинированных обозначений – обязательно по электронной почте с прикреплением файла любого графического типа).
5.Ваши виды деятельности (подробное описание в свободной форме), производимые товары и услуги, для которых Вы хотите в будущем зарегистрировать товарный знак.
6.Выбранная Вами схема регистрации товарного знака – ускоренная (примерно 7 месяцев с даты заключения договора на проведение ускоренной экспертизы) или обычная (1-2 года) и схема заказа и оплаты услуг (поэтапная или "пакетом").
После получения этой информации мы бесплатно
•предварительно анализируем Ваш товарный знак на возможность его регистрации,
•выясняем количество классов по МКТУ и уточняем общую итоговую стоимость тарифов Роспатента (ФИПС) и государственную пошлину,
созваниваемся или списываемся с Вами по электронной почте для назначения даты и времени встречи в нашем офисе по указаному адресу.
До встречи мы готовим для Вас доверенность на ведение делопроизводства и агентский договор о регистрации именно Вашего товарного знака с указанием уже конкретных сумм пошлин и тарифов, сроков и т.д., а также готовим счет на предоплату и реквизиты для уплаты первого тарифа Роспатента (ФИПС) за поиск тождественных и сходных до смешения словесных обозначений.
В ходе встречи мы подписываем с Вами заранее подготовленный договор, а также консультируем Вас по всей процедуре регистрации товарного знака.
После получения от Вас установленной по договору предоплаты мы приступаем к выполнению работы, а именно – готовим и подаем в Роспатент (ФИПС) заявление о поиске тождественных и сходных до смешения словесных обозначений.
Через 1-2 недели мы забираем из Роспатента (ФИПС) результаты поиска и анализируем их. Если в ходе анализа результатов поиска мы оценим риск отказа от регистрации Вашего товарного знака в исходном виде как "высокий" или "средний", то мы предложим Вам подъехать к нам в офис на очередную встречу, на которой мы вместе с Вами попробуем согласовать изменения, которые возможно внести в Ваш товарный знак для снижения уровня риска отказа от регистрации. Если Вы не будете готовы внести необходимые изменения, то риск отказа от регистрации будет лежать на Вас. После встречи мы приступаем к следующему этапу.
После встречи или если в ходе анализа результатов поиска мы оценим риск отказа от регистрации Вашего товарного знака в исходном виде как "минимальный", мы приступаем к подготовке и подаче в Роспатент (ФИПС) заявки на регистрацию Вашего товарного знака. Параллельно мы даем Вам реквизиты для уплаты очередных государственных пошлин и тарифов Роспатента (ФИПС).
Через 2 месяца (по стандартной процедуре) или через 2 недели (по ускоренной процедуре) мы получаем из Роспатента (ФИПС) и передаем Вам решение о положительном прохождении экспертизы заявки по формальным признакам – решение о принятии заявки к рассмотрению. При ускоренной процедуре параллельно мы даем Вам реквизиты для уплаты очередных государственных пошлин и тарифов Роспатента (ФИПС).
Далее Роспатент (ФИПС) приступает к экспертизе Вашего товарного знака по существу. В ходе этой части экспертизы мы отвечаем на письма из Роспатента (ФИПС) и также участвуем, при необходимости, в экспертных совещаниях по приглашению Роспатента (ФИПС). В результате, через ~ 1 год (по стандартной процедуре) или через ~ 7 месяца (по ускоренной процедуре) мы получаем из Роспатента (ФИПС) решение о регистрации Вашего товарного знака и передаем его Вам опять же вместе с реквизитами для уплаты очередных государственных пошлин и тарифов Роспатента (ФИПС).
Через ~ 6 месяцев (по стандартной процедуре) или через ~ 2 недели (по ускоренной процедуре) мы передаем Вам долгожданное Свидетельство о регистрации Вашего товарного знака.
В ходе нашего взаимодействия, в зависимости от того, поэтапная схема работы или это "пакет услуг", Вы поэтапно подписываете акты приема-сдачи работ и услуг и оплачиваете выставляемые нами счета за работы и услуги. Также в ходе работы Вы получаете от нас исчерпывающие разъяснения о ходе дел, а мы, в свою очередь, согласовываем все наши действия по существу с Вами.
|