Оформление загородного строительстваНеобходимость предоставления кадастрового номера обусловлена тем, что земельный участок должен быть соответствующим образом индивидуализирован. Другими словами, должны быть определены его размер, границы и местоположение. Границы земельного участка определяют территориальную и пространственную сферу осуществления прав и исполнения обязанностей их собственников, других лиц, использующих земельные участки на законных основаниях. Таким образом, установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации. ООО "Совершенствование Правовых Технологий" оказывает юридические услуги по оформлению загородного строительства. Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству (п. 1 ст. 261 ГК). Устанавливаются границы с помощью специальной процедуры, которая называется "межевание". Кадастровый учет земельных участков осуществляется с помощью специальных документов - описаний, которые содержат чертеж земельного участка, описание границ и другие реквизиты (см. приказ Росземкадастра от 2 октября 2000 г. N П/327). Каждый земельный участок имеет кадастровый номер. Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам утверждены постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660, принятым в развитие ФЗ "О государственном земельном кадастре". В соответствии со ст. 1 этого Закона государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Орган, в функции которого входит ведение государственного земельного кадастра, в настоящее время - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Указанная служба также проводит государственный учет расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, производит государственную кадастровую оценку земель и т.п. Кадастровый учет осуществляется через территориальные органы агентства и сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. На основании проведенного государственного кадастрового учета территориальным органом государственного земельного кадастра составляется кадастровая карта (план) земельного участка, в которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре. Представление кадастрового плана указанного земельного участка не требуется, если право на него уже ранее зарегистрировано (п. 2 ст. 25.3 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Еще более простой порядок предусмотрен для оформления права собственности на жилые дома, расположенные на земельных участках, предназначенных для ведения дачного хозяйства или садоводства. Для государственной регистрации права собственности на них необходимо представить документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Документом, подтверждающим факт создания такого объекта недвижимого имущества, является декларация об объекте недвижимого имущества (п. 3 ст. 25.3 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Причем такая декларация составляется потенциальным собственником недвижимости самостоятельно по специальным формам, установленным приказом Минэкономразвития России от 15 августа 2006 г. N 232. В декларацию включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен. Представление кадастрового плана для регистрации права собственности на объекты недвижимости, построенные на земельных участках, предоставленных для ведения дачного хозяйства или садоводства, не требуется. В этом случае достаточно описания местоположения границ такого земельного участка, подготовленного этим гражданином, а также заключения правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином. Упрощенный порядок государственной регистрации права собственности предусмотрен также для гаражей и иных строений и сооружений вспомогательного использования (сараи, бани и т.д.). Как уже отмечалось, получать разрешение на строительство в этом случае не надо. Достаточно представить декларацию об объекте недвижимого имущества, которую гражданин заполняет сам (о содержании такой декларации было сказано выше). Что касается кадастрового плана, то, по общему правилу, его представлять нужно, однако из этого правила есть два исключения. 1. Члены садоводческого или дачного некоммерческого объединения могут вместо него представить заключение этого объединения о том, что построенный объект расположен в пределах фактических границ соответствующего участка. 2. Граждане, регистрирующие право собственности на указанные объекты, расположенные на землях, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, вместо кадастрового плана могут представить заключение органа местного самоуправления о том, что этот объект расположен в пределах фактических границ участка. Возможны ситуации, когда коттедж не достроен (в основном в силу нехватки денежных средств) и возникает необходимость в государственной регистрации права собственности на него. В законодательстве (п. 1 ст. 130 ГК) такие объекты получили название "объекты незавершенного строительства". Рассматриваются они в качестве особой разновидности недвижимого имущества. |